Я достаточно часто бываю в кинотеатрах на всяческих блокбастерах, но как-то совсем перестал писать об этом в блоге. Иной раз друзья, узнав, что я посмотрел что-то, спрашивают в аське или при встрече: "Ого, ты смотрел, ну и как тебе? А почему ничего не говорил?" Ну, было бы что сказать - написал бы тут как раз прежде всего. :) Как в случае с Робокопом, если брать этот год. Когда есть разочарование от каких-то моментов, когда есть восхищение какими-то. Такое, обычно приятное послевкусие, у меня остаётся от фильмов Нолана, Снайдера, Уидона, Кэмерона естественно (я сейчас беру тех, кто снимает фантастику). От таковых в этом году ещё ничего не выходило. А большинство фильмов - они абсолютно чётко соответствуют твёрдо укрепившемуся в Голливуде шаблону блокбастерной фантастики, и о каждом фильме можно рассказывать одно и то же, меняя лишь итоговую оценку от "вроде ничего" до "ничего особенного". Ну вот например...

Люди Икс: Дни минувшего будущего (X-Men: Days of Future Past)



Я не был особым фанатом иксмэнов, особенно молодняка из "Первого класса", но тут решил посмотреть, ибо во-первых, возвращение Брайана Сингера в режиссёрское кресло, а во-вторых, заинтересовала концепция перемещений во времени и альтернативной истории.

В общем, Росомаха сыграл в эдакого Терминатора. "Я прибыл из будущего, чтобы изменить прошлое". Из разрушенной (и довольно жутковато показанной) Москвы будущего в Вашингтон 70-х. Начало интересное. Да и в целом фильм - далеко не самый плохой образчик жанра. Но вот дальше описывать его можно только теми же фразами, что и 90% других подобных фильмов.

Конечно, впечатляющие спецэффекты. Тут, может быть, не самый глобальный размах, зато способности мутантов позволяют на экране очень разнообразно разгуляться. Последняя битва (вернее, две битвы в разных временах) очень хороша. А сцена, где Ртуть способствует побегу Магнето - просто шикарна. Это лучшее, что есть в фильме.

Хорошая актёрская игра. В этом плане ситуация в последние годы сильно радует - даже в совершенно проходных фильмах актёры играют хорошо. А уж тут и старая гвардия радует, и нынешние кумиры, типа Дженнифер Лоуренс, Майкла Фассбендера, Джеймса Маккавоя.

Хорошая музыка, постановка в целом, дотошная работа художника, гримёров...

...и опять какой-то хероватенький сценарий. Ну вот прямо бич современных фильмов. Нет, я не жду от фильмов, где у одного чувака вылезают когти из рук, а другой стреляет лазерами из глаз, какой-то абсолютной жизненной правдоподобности. Нет, наоборот, мне нравятся лёгкие и стёбные фильмы типа первых "Пиратов", "Железного человека" или второго "Тора", потому что вот тогда всё выглядит цельным и вполне себе эффектным. Либо поступать так же просто, как в фантастике 80-х - есть враг, есть простая задача, есть трудный, но прямой путь к её выполнению. Есть друзья и есть враги. Когда же сценаристы в этом детском саду начинают играть в ДРАМУ! - получается хреново.

Во-первых, потому что начинаешь задумываться слишком о многих вещах. Ну как же, у нас ведь тут такие шекспировские страсти, а у нас тут мужик из глаз лазерами стреляет! А как он это делает? А сильно ли ему это мешает в жизни? А что он скажет в суде? А как он встретит свою старость? Ну а что, раз вселенские проблемы - то нужна и вселенская проработанность мира!

А во-вторых, потому что "TEH DRAMA" обычно ровно такая же, как и лазероносные товарищи - детсадовская. Герои разговаривают статусами из вКонтакта:
"Ты должен принять свою боль, она делает тебя сильнее"
"Я не могу тебе помочь, но я знаю того, кто может - это ты сам!"
"Я верю, что внутри тебя ещё осталась прежняя ты"
"Прислушайся к своему сердцу, оно подскажет тебе верный путь!"

И вот такой вот поебенью неизменно доводят продолжительность фильмов до двух с половиной часов. Неизменно скучных, тоскливых, предсказуемых часов. Хз, может я просто становлюсь стар, суперстар. Но почему же я до сих пор с удовольствием пересматриваю, как Рипли приматывает скотчем гранатомёт к огнемету и идёт сметать Чужих к чёртовой матери с лица вселенной? Не задумываясь о том, куда её ведет её сердце, какая боль делает её сильнее и где там осталась прежняя она? И почему я очень отчётливо представляю, как она смачно сплёвывает и удостаивает нынешних инфантильных героев всего лишь презрительного взгляда? Вот она - вечно молодая и энергичная! А нынешние супергерои-супермутанты в большинстве своём похожи либо на брюзжащих стариков, либо на детей в тепличных условиях детского сада.

В этом смысле одна из предфинальных сцен фильма показательна, где поверженный Магнето говорит Профессору: "Ты ведь понимаешь, что если меня схватят, то я покойник" и, под молчаливое согласие того, улетает в закат. Конечно, ведь у вас тут детский междусобойчик в песочнице, и Магнето "в домике". Десятки убитых людей не считаются. Главное - супергеройчики, бесчеловечно будет их убивать. Повторюсь - я бы и не задумывался о таких вещах, относись сам фильм ко всему легче. Как там в "Пиратах"? - "Я болел за тебя, парень!" Но у нас тут ДРАМА от инфантильно-детсадовских сценаристов. И потому такая драма ужасна.

Ещё раз - фильм не худший, красивый, актёры стараются, спецэффекты местами завораживают. Но некоего послевкусия от него у меня не больше, чем от очередной серии каких-нить "Утиных историй". Запомнилась только сцена со Ртутью, вот она хороша без всяких "но"!

А, и - фильм по итогам своего сюжета отменяет всё, что было снято по Иксам до этого, за исключением "Первого класса". Радоваться или печалиться - решайте сами.

***

Вот такая вот собирательная рецензия на собирательный блокбастер. Но - не ими едиными. В Голливуде снимаются много хороших фильмов, хотя и не все доходят до наших больших экранов. Вот из прошлогоднего:

12 лет рабства

Этот фильм в долгих представлениях не нуждается - он взял Оскар за лучший фильм. Многие подтрунивали над политкорректностью Киноакадемии, отметившей фильм о "борьбе за отмену рабства чернокожих в Америке". Только штука в том, что никакой борьбы в фильме нет. Этим он и хорош, этим он и жутковат. Есть устоявшееся положение вещей, которое устраивает всех и к которому привыкли все, и белые и чёрные. И только человеку со стороны поначалу это кажется дикостью... пока система не ломает и его. Очень хороший фильм. Во второстепенных ролях заняты известные актёры - Камбербетч, Питт. А уж что там творит Майкл Фассбендер! Многие восхищались "негодяйской" ролью белого плантатора в исполнении ди Каприо в "Джанго". Так вот - здесь Фассбендер просто убивает Лео своей игрой, невероятнейшее исчадие ада. Рекомендую.

Август (August: Osage County)

А здесь уже бенефис Мерил Стрип. Как она не получила за эту роль Оскар - не понимаю. Фильм поставлен по пьесе - в загородный дом съезжаются члены семейства, выясняются некоторые грязные тайны. Нет, ни у кого адамантивые когти не вырастают, всё достаточно буднично и рутинно-грустновато. Оттого и цепляет. И здесь тоже достаточно хороших актёров - Джулия Робертс (никогда не считал её красоткой, но какая же страшная стала... однако ж играет хорошо, тож номинировалась на Оскар), вездесущий Камбербетч, Эван МакГрегор и др. Но всех затмила блистательная Мерил - как она в одном кадре преображалась от безумной властной старухи до обаятельной кокетки и обратно - это просто уму непостижимо. Высший пилотаж.

Афера по-американски (American Hustle)

И ещё один букет номинантов, включая и за лучший фильм. История кучки аферистов 70-х, нечаянно влезших в очень крупную игру. Бейл (номинант) располнел и подурнел гримом для этой роли, но играет как бог. Эми Адамс (номинантка), всегда обычно такая милая няшка, тут просто sexy beast в каждом кадре, и играет - как живёт. Дженнифер Лоуренс (номинантка) - где та простая девчонка из "Голодных игр", где та Мистик из "Людей Икс"? Нет, здесь у неё роль даже в чём-то похожа :D - опять простая и опять не понимает, во что ввязалась, действует по наитию. Но здесь она просто тупая болтливая стерва, сыграно безупречно, преображение полное. Да все здесь зажигают, что там. От комедии до драмы - один шаг. Лёгкий порхающий шаг.

Волк с Уолл-стрит

Ну этот-то фильм о брокере-авантюристе видели многие. И у меня всё тот же вопрос, что и у остальных: "Как, КАК после ТАКОГО ди Каприо могли оставить без Оскара?" Трёхчасовое безумие актёра, режиссёра, монтажёра и всех остальных. Какая там актёрская игра, что вы... Нет, Лео просто сошёл с ума на съёмках, а Скорцезе мастерски заснял всё это, по-другому и быть не могло. Сцена, где он со своим дружком наглотался просроченной наркоты, без дураков гениальна. "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" отныне просто тихо где-то подрагивает в сторонке, пока "Волк" оттягивается во весь рост. Нет, ребята, это не номинация. Это должен был быть Оскар десятилетия.

***

Словом, Голливуд по-прежнему велик. Ну а, возвращаясь к делам приземленным, чего же ждать из кинофантастики? Кроме обязательного набора летних и рождественских комиксов и фэнтези, заинтересовывают две вещи.

Во-первых, "Грань будущего". Том Круз умеет выбирать хорошую фантастику. Сюжет сильно интригует.



Во-вторых, Interstellar. Ну просто потому, что это Кристофер Нолан. О фильме неизвестно пока практически ничего. "О путешествии за пределы изведанного пространства и времени". Зная Нолана... эх, уже мурашки по коже бегут.



Ну ещё Вачовски снимают фантастику, но пока всё выглядит стандартно. "Облачный атлас" заинтриговывал больше.

@темы: кино