22:34

+1

Не камеди-клабом единым... :)

Евгений Гришковец. "Плюс один"



Спектакли Гришковца сыграли достаточно заметную роль в моём взрослении. Я говорю не о том взрослении, когда из школы переходишь в универ, познаёшь прописные житейские истины. Я о том взрослении, когда ты УЖЕ взрослый. То есть окончил универ, начал работать, появилась финансовая независимость и некая самостоятельность по жизни, но взрослым себя всё же не ощущаешь. Ощущения поначалу немного диковатые. Думаешь "Как? И всё?! Вот, я уже взрослый? Теперь предстоит вот это вот из года в год, изо дня в день? Работа, неспешные дружеские посиделки строго раз в неделю, отыгрывание роли "успешного мужика" в отношениях?.."

К спектаклям Гришковца можно относиться по-разному. Кто-то корит их за бесконечную рефлексию. Это несколько странно, это как корить Тарантино за насилие.) Ну да, рефлексия там есть. Более того - именно за этим их и смотрят.) Где-то самокопание лезет в неизвестные тебе дебри, а где-то очень точно бьёт в цель, отвечает на какие-то вопросы и тут же ставит десятки новых. По крайней мере, это позволяет понять, что этими вопросами задаёшься не ты один, что жизнь порою кажется странной не тебе одному, что это нормально.

До этого последний спектакль Гришковца, "По По", я смотрел несколько ледниковых периодов назад. Это был другой я. И теперь было очень любопытно...

"Плюс один" начинает "раскачиваться" очень долго. Вообще этот спектакль неидеален - тут много самоповторов, много мыслей и шуток идёт "мимо цели" - это видно и по реакции зала, и по собственной реакции. Правда, в паре мест зал в моей видеоверсии был явно неадекватен - не реагировал на блестящую иронию - видать, оказалось слишком тонко.) В отличие от прошлых спектаклей, здесь во многих местах я мысленно спорил с автором. Не знаю, то ли его идеи стали более спорными, то ли просто я за прошедшие годы стал несколько лучше разбираться в механике жизни. Но всё же хорошего в спектакле много. Вообще, как только Гришковец уходит от своей излюбленной и избитой темы детства и невинности, он сразу же начинает интересно рассуждать, будь то темы истории, космонавтики и фантастики, религии, рая (мне было особенно интересно слышать нечто созвучное собственным мыслям о рае при написании моего крайнего рассказа).

В целом же этот моноспектакль, как и остальные его - обо всём. Счастье, любовь и нелюбовь, одиночество, страх и бесстрашие, надежда, безмятежность - все эти общие понятия облекаются в интересные формы и осмысляются... только затем, чтобы вызвать ещё больше вопросов. Словом, спектакль на уровне, но отнюдь не лучший. Тем, кто хочет впервые познакомиться с творчеством Гришковца, рекомендую блестящие "Дредноуты" и, пожалуй, "Планету". Ну а те, кто уже в теме, думаю, совсем уж разочарованы не будут. Это не веха, но это будут не самые бесполезно проведенные два часа вашей жизни.

P.S. Я не очень понял, почему спектакль называется "+1". Тема "плюс одного" в спектакле сквозит совсем призрачно (а некоторый намёк на цифровой мир - ещё призрачней). Очевидно же, что спектакль следовало назвать "Три миллиметра".

@темы: кино

Комментарии
25.12.2013 в 16:50

Мне спектакль показался каким-то "осколочным". Вроде и всё как всегда, но.. Тот же эпизод про "цифровой мир" - рассказ в рассказе
25.12.2013 в 18:26

Да, верно, он осколочный и есть, даже более того - вторичный во многом. Потому что более "цельно" на большинство тем автор уже рассуждал в прошлых спектаклях. А "рассказ в рассказе" - ну это ж Гришковец, у него так частенько) Этот эпизод как раз понравился, как и исторические зарисовки.