Отличная космическая фантастика. Да, там много заимствований из лучших образцов кинофантастики, но заимствований хороших и гармонично вписавшихся.
Вот фрегат "Нормандия" со сплочёным экипажем, который бороздит просторы галактики. Привет Стартреку!
Вот Цитадель - огромная космическая станция, культурный и экономический центр, откуда совет руководит остальной галактикой. Привет Вавилону-5!
Вот ретрансляторы, через которые можно осуществлять прыжки на тысячи световых лет. Привет Звёздным вратам!
Вот кварианцы - раса, которая вывела ИИ такой силы, что те восстали и изгнали их, и теперь кочевой флот в 50 000 кораблей бороздит космос. Привет Бэттлстар Галактике!
И да, тут есть биотики - привет джедаям!
Но ещё тут есть детально проработанный как общий мир игры (а также книг и комиксов), так и сюжет непосредственно событий игры. Тут есть полутона - люди в галактике на птичьих (турианских ) правах, у каждого героя есть ошибки, у каждого "злодея" есть мотивация. У каждого соратника - богатая история за плечами. Невероятно живые персонажи. Сцены и диалоги очень кинематографичны. Никогда не угадаешь, что произойдёт дальше. Кто-то из бравой команды и нахер послать может, а с кем-то и переспать получится (и не факт, что пол будет противоположный...) Кто-то внезапно предаёт, а кто-то внезапно спасает. Такая проработка характеров подкупает и затягивает.
В игре много экшена, но под конец ловил себя на мысли, что все эти тридэшутерные моменты всё чаще и чаще хочется пропустить, и просто наслаждаться историей нашествия Жнецов.
Все три части игры очень разные. Во-первых, графика становилась всё лучше, что вы можете увидеть по трём трейлерам, что подряд следуют ниже. Во-вторых, первая часть - это исследование мира, знакомство со вселенной. Вау-эффект от всего и вся. Вторая часть - это больше экшена, больше стрельбы... и больше драмы, больше личного в историях персонажей. Третья часть - это кульминация всей истории, масштабные галактические бои в лучших традициях третьего эпизода Звёздных войн, самопожертвования, нелёгкий выбор... и финал, который привёл к гневным петициям фанатов. Да, нелегко, когда все усилия персонажей, с которыми ты сроднился за долгое время игры, приводит к столь "кисло-сладким" вариантам финала.
Тем более, что игра уникальна в том, что там просто-таки эпохальные последствия каждого твоего действия. Сейвы из первой части переносятся во вторую, из второй - в третью. И когда бравый лейтенант (и красивая девушка) Эшли Уильямс в третьей части, облокотившись на поручень на Цитадели, что-то увлеченно тебе рассказывает, ты думаешь о том, что мог бы её и не спасти ещё аж в середине первой части. А ведь столько всего зависит от неё! Как и от остальных членов команды... которые могли бы не дожить. А кто-то и недожил. И остаётся только гадать, что могло бы быть в ином случае... или проходить игру повторно. Выбирая, где быть героем, а где быть расчётливой циничной сволочью. А ведь героизм иногда вреден. И ты уже задумываешься, как бы поступил ТЫ в таком случае. Не кучка пикселей на экране, дабы выполнить квест, а ты.
Да, игры давно уже стали искусством, и Mass Effect - одно из самых ярких произведений искусства в этом жанре. Этому помогает и озвучка, в которой были задействованы актёры, чьи имена также вызовут положительные эмоции у поклонников кинофантастики. Лэнс Хенриксен (Чужие), Кэри Энн Мосс (Матрица), Триша Хэлфер (BSG), Кит Уильямс (Нечто), Адам Болдуин (Firefly) и Мартин Шин, блестяще озвучивший Призрака.
Великолепная космическая опера, подкрепленная неплохими книгами (кроме последней) и комиксами. А впереди ещё экранизация и четвертая часть, но это будет уже совсем другая история...
Long live Sci-Fi!