Не попкорном единым...
Рассекая волны
С творчеством Ларса фон Триера я впервые познакомился через "Догвилль", который мне резко не понравился из-за своей... топорности, не побоюсь этого слова. Да, концепция "несуществующих стен" интересна, но это всего лишь стилистический приём, пусть и позволяющий снимать интересные сцены. А вот что касается сюжета - есть несколько гипотез, почему оно снято вот об этом, но все они, по большому счёту, сводятся к одному - фон Триер просто хотел эпатировать публику. Всё получилось как-то чересчур плоско. На этом я и закончил с Триером на долгие годы, пока мне не посоветовали посмотреть "Танцующую в темноте", который мне очень понравился. Бьорк, интересные мюзикловые номера, и всё так на полутонах - это мне было более по душе.
И вот решил посмотреть "Рассекая волны", который и стал первым его нашумевшим фильмом. И, наверное, и остался лучшим, по кр. мере из того, что я смотрел. Во-первых, у Триера всегда отлично получаются сложные женские персонажи, он выжимает из актрис всё (даже Николь Кидман в нелюбимом мною "Догвилле" была потрясающа), они потом получают кучу призов на кинофестивалях, и не зря. Этот фильм тоже не исключение. На актрисе держится весь фильм. В какой-то мере фильм напоминает "Догвилль" - слабая девушка против сурового практически домостроевского общества глухой деревеньки 60-х годов. Вот только в отличии от "Догвилля" здесь фишка в том, что окружающие люди не представлены бездушными скотами, а ведут себя разумно, взвешенно, и в некоторые моменты, как зритель, я вполне оказывался на их стороне. Да и моральные дилеммы те ещё. Словом - великолепно!
Меланхолия
Ну и раз такая тема, решил посмотреть и последний на данный момент фильм этого режиссёра. Сначала прямо-таки дежавю - фильм опять открывается сценой свадьбы, как в "Рассекая волны". Только свадьба оказывается куда более странной благодаря невесте. Кирстен Данст, которая большинству запомнилась девочкой-вампиршей в "Интервью с вампиром" и ролью девушки Спайдермэна , сыграла завораживающе, вся первая половина фильма держится на ней. Более того, вторая половина фильма, когда внимание переключается на пару персонажей - обычных обывателей, смотрится куда скучнее. Я бы сказал - персонажи вышли слишком скучные для Триера, зачем он вообще именно на таких серостях решил заострить внимание - непонятно. Ну, разве что показать контраст, но всё равно жаль, тем более в сцене свадьбы были обыватели и поинтересней. Зато финал хорош. С минимумом технических средств, но очень выразительно и атмосферно показано наступление апокалипсиса, когда Земля сталкивается с огромной планетой Меланхолия. Плюс музыка Вагнера. Очень трагично и красиво.
Надо ещё "Антихрист" будет глянуть.
Елена
В своё время мне очень понравился фильм Звягинцева "Возвращение", но его второй фильм, "Искупление", разочаровал. Откровенное визионерство, словно кричащее "Я новый Тарковский!", неинтересные (внезапно!) персонажи, надуманный сюжет... Но меня таки убедили посмотреть его третий фильм, "Елену". Да, это куда ближе к "Возвращению". Сначала налицо типичная шаблонность - скромная женщина возраста, уже приближающегося к пенсионному, живёт с богатым скрягой. У неё куча бедных родственников, которым она хочет помочь, у него - непутёвая дочь... Но все персонажи, конечно, оказываются куда сложнее. Фильм снят очень просто, нарочито-реально, словно вот ты из подъезда вышел - узнаваемые интерьеры, обстановка, характеры. Но всё насколько здорово показано, настолько точно подмечены детали, что смотрится очень интересно. Хороший фильм. Это вам не балабановские сказки.
Со мною вот что происходит...
Новый фильм Шамирова, снявшего отличный "Упражнения в прекрасном". И снова тут играет он сам плюс Гоша Куценко. И снова Куценко доказывает, что он хороший актёр, как бы он кому ни надоел. Вот только тут уже не трагикомедия. Драма в чистом виде. Двое братьев, каждый со своей жизнью, полной своих забот, их умирающий за кадром отец, и - Москва. Да, если кто хочет увидеть, как выглядит Москва сегодня - вот это она)) Суета, пробки-пробки-пробки. Пробки играют важную роль в сюжете фильма. Просто-таки философскую. В конце фильма герой задаётся вопросом "Бегал-суетился, куда-то пытался доехать... и вот что я сделал за сегодняшний день?.." Да, учитывая, что все, кто действительно нужен, были рядом. Отличный фильм, рекомендую.
***
Рассказ вычитан, но с иллюстрациями некоторые заминки-непонятки, так что в любом случае в субботу или воскр. выкладываю рассказ "as is". Пора уже, пора, а то уже появляются мысли, как бы его перекроить.