01:22 

И тут Остапа понесло...

Тарантул
По свежим следам, так сказать... Пара мыслей ещё о двух свежепросмотренных картинах, в контексте сравнения с "Левиафаном".



Дурак

Сюжет в чём-то похож на тот, что у Звягинцева. Сантехник обнаруживает опасную аварийность дома и пытается достучаться до муниципально-бандитских властей.

Ещё один нашумевший фильм, снял его Быков, прославившийся чернушным "Майором". Тот фильм, при всей его чернушности, начинался достаточно интересно, но под конец скатился в полный гротеск. Здесь, в принципе, то же самое. Вообще то, что Быков - поклонник Балабанова, чувствуется не только из посвящения в конце фильма. Тут и Цой (песня очень в тему), тут и прямая киноцитата-прогулка из "Кочегара". Тут и бандитский беспредел. Поначалу проворовавшиеся чиновники выглядят жизненными персонажами, но потом всё скатывается в театральщину и балабановскую сказку. Хотя, м.б. некоторые со мной не согласятся, дескать, так всё в жизни и есть. Ок, готов принять, м.б. до сих пор бывает и так. Собственно, даже при всех этих театрально-киллерских страстях история выглядит куда более жизненной, нежели у Звягинцева. Чай, тут не выброшенные на берег киты и храмы на ровном месте, а аварийный барак, жизни 800 человек и поиски "стрелочника".

Что понравилось, и что прежде всего отличает этот фильм от "фестивального шедевра" - тут есть герой. Главный герой действительно является героем. Вот тот самый дурак из названия. И пожилой отец у него такой же. "Да а чего, действительно, посмотреть - то лавочки перед подъездом чиню, то лампочки в подъезде вворачиваю... И на работе в коллективе косятся (когда не стал трубы со всеми переть). Ну не дурак ли?" Проблемы с пониманием, действительно, у протагониста глобальные. Что с матерью. "Другие вон, как люди живут, а наши, что молодой, что старый..." Что с женой. "Эти люди нам никто! Тебе чего, больше всех надо?!" И надо же, действительно, подрываться куда-то в три часа ночи, бежать куда-то, рискуя жизнью, вызывая гнев всех окружающих, доказывая, что ты не верблюд. Не знаю, может кому-то это и правда непонятно. Мне - понятно. И через это - появляется симпатия к герою. Сопереживание. Пожелание, чтобы всё у него получилось. Та эмоциональная связь, которой нет с фильмом Звягинцева, т.к. там нет героев. Есть только безвольные алкаши да аморальные мудаки.

Что не понравилось - да вся финальная часть. Можно даже оставить в стороне споры о том, насколько она правдоподобна или нет. Главный вопрос - почему она такая? Тоже абсолютно беспросветная. Опять такой же Иова, от которого отвернулись все, изгнанный всеми, даже спасаемыми жильцами. Что за киномазохизм такой поселился в российском "интеллектуальном" кино? Почему за весь фильм нужно раз двадцать повторять фразы, что "ничего здесь не получится, бесполезно", "никому здесь ничего не надо", "это нищая земля и такой и останется"? Почему общество в таких фильмах показывается состоящим из одних моральных уродов, героя надо не просто выставить белой вороной, не просто растерзать его - да пусть будет растерзан, лишь бы был результат! но нет, надо надругаться над всем, за что он боролся, надо его втоптать в сортир по макушку и ещё на всякий случай основательно испражниться сверху. Чтобы ни единой надежды на хоть какой-то результат действий не осталось! И каких действий? Отнюдь не супергероических! Просто - быть нормальным человеком! Кто продвигает такие фильмы? Кто пишет на них кучи восторженных рецензий типа "это блестящий срез российского общества" и "это должен посмотреть каждый"?

Как эти люди, у которых "блестящий срез" оказывается таким, вообще живут повседневной жизнью? Общаются с коллегами, приходят в магазин, платят коммунальные платежи? Приходят в ЖЭК и со всей силой своего "просвещенного" взгляда впиваются ненавидящим взором во всех и вся? Памятуя о том, что "всем здесь на тебя наплевать и ничего тут хорошего никогда не будет"? Как с таким отношением вообще можно жить и как с таким отношением можно создавать что-то хорошее и полезное в мире?

Мне лично непонятно. Не должно быть таких концовок у фильмов. Эффект они несут неприятный психологически и вредный исторически. "Не рыпайся. Ничего не получится".

И всё же из-за одного светлого пятна - главного героя фильма, я ставлю его выше "Левиафана". За нормального человека. Который не бухает, когда можно что-то сделать. Который не спит, когда можно что-то сделать.

Ну а тем, кто ложится спать -
спокойного сна.



***



Небраска

Этот фильм не имеет ничего сюжетно общего с вышеупомянутыми шедеврами. Решил я его приплести сюда же только потому, что врезалась в память фраза Звягинцева что, дескать "есть истории, которые не имеют привязку к времени и пространству, могут произойти в любой стране и ничего антироссийского в фильме нет". Ага, только у режиссера в качестве антуража "истории без времени и пространства" постоянно мелькает водка, попы, храмы, пьяные ДПСовцы с калашами и другие общекультурные элементы мировой истории.

А "Небраска" - история истинно интернациональная. Этот фильм американский, черно-белый(!), с мизерным бюджетом и несколько нелепой историей. Захолустный городок. Пожилой отец главного героя, который уже не совсем адекватно воспринимает мир, получает по почте какую-то дурацкую спам-рассылку из серии "вы выиграли миллион!" и загорается идеей наведаться за призом. В Хуево-Кукуево, штат Небраска. Прям хоть пешком. Прям можно и в домашнем халате. Человек реально страдает от маразма, по хорошему, в дом престарелых бы сдать - но родной же человек... да и на богатые пансионаты денег нет. И взрослый сын, с фейспалмом на лице, но решает-таки отвести папаню в офис той трижды хорошей компании, дабы избавить его от одержимости этой идеей.

Вот пример фильма без границ. Нет, я никогда не был в Америке, у меня нет фермерского пикапа, не имею привычки пропускать стаканчик виски в баре - но фильм не об этом. Он о том, как сложно старикам в постоянно меняющемся мире. Как сложно со сварливыми и вечно раздражительными стариками молодым. Как твой родной брат вырастает и отношения, казалось бы, охладевают навсегда, но в нужную минуту становится видно, что братские связи никуда не делись. Как люди устают от брака и друг от друга за несколько десятков лет, костерят друг друга на чём свет стоит - и продолжают каждый день готовить ужин и беспокоиться о родном человеке. Как однажды, уже будучи взрослым состоявшимся человеком, понимаешь, как всё-таки любишь своих сварливых стариков и чёрт с ними, с потраченными из-за них черт-те на что деньгами - заработаю ещё. Есть вещи поважнее.

Этот фильм - о людях. О близких, любящих людях. Живущих погруженными в серую рутину дней, и всё же иногда ловящих момент и замечающих друг друга. Не о религии, не об обществе, не о свободе, демократии, кровавой системе и надрывном противостоянии. Об обычных маленьких людях. Поэтому он - не американский. Он земной. Один из лучших фильмов, что я посмотрел за последние несколько лет. В кинотеатрах такое, конечно, обычно не показывают.

@темы: кино

URL
Комментарии
2015-01-21 в 11:05 

J.Foks
Странные в России снимают фильмы, по идее низшее звено самое безответственное, но у вас видать все с точностью наоборот.
Как с таким отношением вообще можно жить и как с таким отношением можно создавать что-то хорошее и полезное в мире?
Вспоминаю Географа. Из той же оперы.

я никогда не был в Америке, у меня нет фермерского пикапа, не имею привычки пропускать стаканчик виски в баре
Вот это ты зря.

2015-01-21 в 18:12 

Тарантул
J.Foks, по идее низшее звено самое безответственное, но у вас видать все с точностью наоборот.

Ну что ты, ругать власть - любимое российское занятие. :) Там ведь сидят прилетевшие с Марса рептилоиды, а все честные и умные остались сантехниками.

В Географе гл.герой начинал как мудак, но потом всё-таки что-то типа перерождения или катарсиса таки было. Тот фильм получше будет.

.Вот это ты зря.

Только водка и пиво дома с друзьями!!! "Он русский и это многое объясняет" :)

URL
2015-01-21 в 18:48 

J.Foks
"Он русский и это многое объясняет"
(показывает пальцем) ... а шапку-то, шапку омериканьскую надел!

(Географ меня зацепил и вверг в депрессняк)

2015-01-21 в 20:27 

Тарантул
а шапку-то, шапку омериканьскую надел!

Ниччё не знаю, покупал на Нашествии, пока слушал исконно русский говнорок. :)

URL
2015-01-22 в 11:06 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
Ну что ты, ругать власть - любимое российское занятие. :) Там ведь сидят прилетевшие с Марса рептилоиды, а все честные и умные остались сантехниками.

У г-на есть свойство всплывать. )))
Ну и потом сантехник может себе позвоилить ум, честь и совесть, ибо ему терять нечего.

2015-01-22 в 11:28 

Тарантул
У г-на есть свойство всплывать.

Всегда умиляла такая аналогия. Любой, кто в чём-то добился успеха - г-но. Ок.

Ну и потом сантехник может себе позвоилить ум, честь и совесть, ибо ему терять нечего.

Что значит нечего терять? У него нет семьи, близких, нет работы, нет материального имущества и устоявшегося уклада жизни? Любому есть что терять, и на что каждый готов пойти, чем готов поступиться - решает каждый для себя сам.

URL
2015-01-22 в 12:39 

J.Foks
У него нет семьи, близких, нет работы, нет материального имущества и устоявшегося уклада жизни?



Шта?

2015-01-22 в 14:00 

Тарантул
Афоня да, Афоня может себе позволить ум, честь и совесть) пока умывальники п...дит)

URL
2015-01-22 в 15:05 

J.Foks
но бывают и такие как грузчик дядя Женя.



Но ему было что терять.

2015-01-22 в 20:25 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
Тарантул,

Дальше сантехников не сошлют, семью не расстреляют, не при Сталине, 15 т.р. зарплаты он по любому заработает, в этом ЖЭКе или в другом. Под угрозой расстрела и не вякнул бы, угу.

Ты много бывал во властных/олигархических кругах? Там все сплошь всего добились сами или, всё-таки, случайных людей там не бывает. Ибо Система. На самом верху отнюдь не самые умные/честные и доблестные, кто всего добился сам. Времена Генри Форда прошли. Мож хватит заниматься самобичеванием и по-овечьи принимать наязываемую идею, что мы бедные, потому что глупые и ничего не можем добиться сами? 5 блок КуАЭС и II очередь Смоленки не сантехник развалил, и не инженеры, там работавшие.

Афоня другая крайность. Он пофигист, и таки да, терять ему в его пофигизме нечего. Был бы идеалист, стал бы как в фильме.

2015-01-22 в 22:26 

Тарантул
Дальше сантехников не сошлют, семью не расстреляют, не при Сталине, 15 т.р. зарплаты он по любому заработает, в этом ЖЭКе или в другом.

И как это способствует большему развитию ума, чести и совести и других достойных качеств, по сравнению с руководящими постами?

Ты много бывал во властных/олигархических кругах?

Доводилось некоторое время общаться, правда, лишь в одной отрасли. Но всё же.

Там все сплошь всего добились сами или, всё-таки, случайных людей там не бывает.

Случайных людей там не было. Сплошь профессионалы.

Ибо Система.

А Система - злоЪ?

Времена Генри Форда прошли.

Также прошли времена царственных династий и переходящих по наследству титулов. Какой Системе наверху нужен человек, который нихрена не делает и не умеет? Такие, конечно, бывают, но не в массе своей.

Мож хватит заниматься самобичеванием и по-овечьи принимать наязываемую идею, что мы бедные, потому что глупые и ничего не можем добиться сами?

Самобичевание - это чувствовать себя чужим в родной стране. Где "они" - власть, "они" - чиновники, "они" - менты, они, они, они... Кругом враги. Я где-то говорил, что мы бедные или глупые? Для меня мы - это вся страна. С ментами, властью и всеми слоями общества. Уж какая есть. Со всеми взлётами и падениями. С дураками и гениями. Власть - точно такой же по составу слой общества, как любой другой. Откровенных мудаков всегда гораздо меньше, чем нормальных людей. Их просто всегда ярче видно.

терять ему в его пофигизме нечего. Был бы идеалист, стал бы как в фильме.

Ну да, одни сантехнику прут, другие людей спасают. Только и разницы.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

WEB 5.015 beta

главная