Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
00:28 

Левиафан

Тарантул


Об этом нашумевшем фильме Звягинцева нельзя не высказаться. Но, хм, даже не знаю, с чего начать... Пожалуй, сначала маленький экскурс.

Вообще всё началось ещё в 2004-м году в США со знаменитой истории Марвина Химейера.

Андрей Звягинцев: "Весной 2008 года я снимал в Нью-Йорке короткометражку, и вот в один из дней моя ассистентка и переводчица, живущая много лет в Америке, между делом рассказала мне историю, которая незадолго до того произошла в Штатах. История меня так впечатлила, если не сказать потрясла, что сразу возникла мысль — сделать на этом материале фильм. ... В одном из штатов человек, которого обобрали местные власти, в итоге сел на бульдозер. Предварительно соорудил броню, запаял себя заживо в кабине. Выехал в город, полиция не смогла его оставить. Он снес все административные здания, смял машины на пути. Ни один человек при этом не пострадал."

Что и говорить, история в высшей мере примечательная. Поступок Химейера сразу стал культовым, объектом поклонения и восхищения. Правда, раздавались какие-то невнятные голоса, что типа "в то же время, во многих зданиях непосредственно перед разрушением были люди. Были также зафиксированы свидетельства выстрелов по емкостям с горючим, что могло привести к взрывам и жертвам. Была попытка обрушить стену одного из зданий с риском завалить обломками находившихся у стены двух полицейских. После того как кабина была вскрыта, и тело Химейера перевезено в морг, полиция нашла в кабине несколько винтовок, список адресов зданий и предприятий с именами владельцев." Но разве мы станем слушать жалких противников бульдозерного правосудия?

В любом случае, Звягинцев перенёс действие фильма в Россию и изменил её исход.

"- Тихий и безутешный финал фильма — страшней.
- Согласен. Если бы мы заканчивали бунтом, на титрах все бы завершилось. Зритель получил бы этот трудный вдох длиной в фильм, потом выдохнул бы, и удовлетворенный вышел из зала. Не удалось бы дать ощущение тотальной непостижимой безнадежности происходящего.
"

Словом, абсолютно правильное решение. Всё во имя Правды. Должна быть тотальная безнадежность происходящего. К России нельзя подступаться с другим подходом.

Ладно, ближе к фильму. Вообще Звягинцев - безусловно талантливый режиссёр, мне нравятся его "Возвращение" и "Елена", "Искупление" вот считаю более слабым, так что были некоторые сомнения.

Но "Левиафан" их развеял. Он талантлив и грандиозен. Грандиозная картина российской жизни. Он потрясает уже в самом начале, когда под мрачнейшую музыку демонстрируются тёмные и подавляющие своей беспросветной унылостью пейзажи. Чистый Мордор. Именно так и надо показывать земли Безнадежности, страну Беспросветности.

Звягинцев всегда был мастером кадра, и здесь не изменил своему чувству прекрасного. Каждый кадр можно распечатывать. Петляющие дороги, пустынные берега, полуразрушенные постройки. Ветер, кажется, ощутимо леденящими порывами дует с экрана. А какое небо! Потрясающе мрачное, потрясающе снятое. К, сожалению, я так понимаю, не всегда съёмочной группе везло с погодой, и иногда приходилось снимать при ярком солнце. Но, к счастью, технологии выручают. Картинка, пропущенная через тонну фильтров, становилась такой сине-мрачной, что позавидовал бы сам Ридли Скотт со своим "Царствием небесным". В общем, красота российских просторов показана в полную мощь. Особенно впечатляют пейзажи, когда где-то там, за пределами этой проклятой земли, на небе робкие тёплые лучи солнца и надежды пробиваются сквозь тучи, но ни один не падает на непробиваемо-серую землю с покосившимися домами.

Звягинцев всегда умел работать с актёрами, и в этом фильме потрясающая актёрская игра от всех без исключения. А играть есть что, эмоции так и бурлят! Во-первых, все без исключения в фильме пьют. Мужики, бабы, дети. Пьют дома, пьют на улице, пьют на руинах церкви. Причём многие не просто пьют, а бухают по-чёрному, до слюней, до безумного взгляда, до обмороков. Ну и по пьяни на ДПСных машинах едут на шашлычки и пострелять из АК по портретам бывших вождей. Это я сейчас про положительных персонажей говорю. Отрицательные-то просто такое мудачьё, что любые человеческие качества у них отсутствуют напрочь. Бабы не отстают от мужиков: все как одна - стервы. Что поделать - суровая правда российской жизни. Актёры великолепно с ней справились.

Звягинцев всегда любил акцентировать внимание на правильно показанных символах. Ну вроде того как здесь, что, например, где-то на морских просторах вольготно резвятся свободные и независимые киты, а здесь, на российской земле, только куча мерзких безголовых селедок, в которых нет жизни. Или, например, батюшка покупает в магазине хлеб и заботливо скармливает его свиньям, пока "скармливает" главному герою библейскую историю об Иове. Церковь режиссёр обличает особенно яростно и беспощадно. На месте снесенного дома главного героя строят именно церковь, где продажный поп читает собравшимся лицемерную проповедь "о правде". Андрей Звягинцев гордится этой жизненной сценой: "Эта сцена с обращения к пастве священника — настоящий вербатим, слова из речи на открытии одного из храмов." Это жизненное лицемерие, конечно, должно особенно возмущать зрителя. Правда, остаётся неясным, тот храм-прообраз тоже был построен на месте снесенного дома невинного человека, которого упекли на 15 лет, или та речь всё же была не столь лицемерной? Хотя, что это меняет! Правда с большой буквы не нуждается в мелочности и точном отображении действительности.

Вообще произведения о противостоянии Человека и Системы, русского мужика и жадного помещика/чиновника - прочно в традициях русского искусства. Можно спорить, насколько оправданы во многих из них стремления Человека и насколько правдиво или гротескно выведен образ Системы, но многие из этих произведений - бесспорные шедевры русской и мировой культуры. И все их объединяет, пожалуй, одно - уверенность героя в правде, в своей правоте, готовность идти до конца за свои идеалы, истинная приверженность им, будь то своя земля, своя семья, или дело всей своей жизни - герой любит всё это так сильно, как только может, и готов биться за это. Но Звягинцев вывел новую, современную формулу такой чисто российской борьбы - где герою до лампочки эта борьба. Беспробудное пьянство, безволие, и... и снова пьянство. Видя человеческое и пейзажное окружение главного героя, любому здравомыслящему человеку неудивительно, почему тут не за что бороться. Тут просто ничего нет. Проклятая земля. Тут нет любви, надежды и веры, только боль и страдания. Это акцентируется каждым кадром и каждым действием героев. И заканчивается фильм единственно верным образом - всё теми же картинами Мордора под всю ту же музыку Ада.

Правда, в России фильм далеко не всем понравился. Многие "ватники" его просто не поняли, видимо потому, что там не указана божественная роль Владимира Владимировича Путина в современном мироздании. Но кто этих ватников вообще слушать будет! Зато на Западе, который в последнее время всё больше славится взвешенностью суждений и доброжелательным отношением к России, фильм просто взорвал мир, завоевывая всё новые и новые призы на крупнейших кинофестивалях. "До "Золотого глобуса" "Левиафан" уже получил несколько наград европейских кинофестивалей, в частности Гран-при 58-го Лондонского кинофестиваля, Гран-при фестиваля в Мюнхене и главный приз кинофестиваля в сербском Палите. " Плюс он уже в шорт-листе номинации на Оскар. Думаю, и его возьмёт. Это будет логическая точка в его триумфальном восхождении. Этот фильм поистине достоин представлять мою страну на международной арене, формировать её образ. Судя по интервью режиссёра, он тоже это отлично понимает, и это прекрасно.

P.S. Если кто не понял

@темы: кино

URL
Комментарии
2015-01-20 в 11:41 

J.Foks
Че-то я так и не понял, вроде бы хвалишь, но по ощущениям издеваешься.

2015-01-20 в 11:43 

ice_age
J.Foks, издевается:) хотя я тож поняла не сразу:))

2015-01-20 в 11:51 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
Судя по всему, сняли какое-то унылое говнищще. Нее, смотреть не буду, даже качать.

ice_age,

лучше на "восхождение Юпитер" сходим, там хоть красиво и эпично. ;)

2015-01-20 в 11:58 

ice_age
Lollia Paulina, я фильм тоже смотреть не буду, я и без этого фильма знаю, что у нас власти могут задавить кого угодно, бизнес отобрать или что-нибудь еще похуже. И никакой справедливости никогда не добьешься.

А на Восхождение Юпитер обязательно пойдем, снято красиво, хоть отвлечемся.

2015-01-20 в 12:53 

J.Foks
Судя по всему, сняли какое-то унылое говнищще.
Скорее сняли для западного зрителя.

2015-01-20 в 13:07 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
J.Foks,

ИМХО, унылое говно ни для какого зрителя не интересно. Тем более для западного, избалованного блокбастерами и спецэффектами. Скорее уж для комиссии фистиваля, ибо этим хоть удавись, а смотреть до конца придётся, и не перемотаешь. ))

2015-01-20 в 13:56 

Тарантул
Надо отметить, что фильм очень атмосферен и эстетически интересен. Мрак и беспросветность просто эталонные. И не такие перемазанные говном случайные кадры, как в "Трудно быть богом", а действительно филигранно выверенные ракурсы, кропотливая работа с цветовой гаммой.
Актёры тоже играют как боги. Практически живут в кадре. Когда пьяные - словно реально приняли перед съёмкой. Когда бычатся друг на друга - словно им реально гонорары задолжали.

Так что, кинематографически фильм очень хорош и талантливо снят, я тут без всякой иронии. Фестивальным жюри тут есть что смотреть, им понравится (собственно, и нравится). Ну а плюс ещё коньюнктура, немытая Россия, полная мудаков. Так что количество призов не удивляет.

Я только не понял, почему фильм снят при поддержке российского Министерства культуры, ибо никакой российской культурой в фильме даже не пахнет. И нормальным людям это неинтересно. Нормальные люди (ну, то самое беспросветное пьющее быдло) собирают всем миром деньги вот на это: 28panfilovcev.com/

Впрочем, Мединский вечно болтается как г... в проруби. У него и "УС-2" - правдивый фильм о войне.

Словом,
"ты рассказала просто правду
а я ужасную хочу
такую чтобы обосраться
завыть забиться захрипеть"

URL
2015-01-20 в 14:30 

J.Foks
Актёры тоже играют как боги. Практически живут в кадре. Когда пьяные - словно реально приняли перед съёмкой. Когда бычатся друг на друга - словно им реально гонорары задолжали.
Самого себя в жизни играть проще простого. Поставь тебя кадр, еще не так отыгаешь :)

унылое говно ни для какого зрителя не интересно.
западный зритель посмотрит и подумает, а ведь кто-то живет еще хуже. Оказывается у нас еще ОГОГО! и зрителю полегчает.
:)

2015-01-20 в 14:35 

Lollia Paulina
"The future seems so... clear."
J.Foks,

да не пойдёт западный зритель на этот фильм! У них развлекательное кино более рулит, а пост-совеццкие заумные кинишки навевают на них скуку. Не представляю немца или француза, пялящегося на эту тоску. )))
Ну разве что для экс-совеццких республик прокатит.

2015-01-20 в 14:41 

Тарантул
J.Foks, Поставь тебя кадр, еще не так отыгаешь

Даж я столько не выпью.) Не, актёры-то там реально хорошие - Серебряков, Мадянов, Вдовиченков. Они плохо играть просто не умеют.

западный зритель посмотрит и подумает, а ведь кто-то живет еще хуже. Оказывается у нас еще ОГОГО! и зрителю полегчает.

Ну в принципе м.б., только это, думаю, не прокатит по одной причине - тут нет какого-то катарсиса, выброса. Ну т.е. для западного массового зрителя наилучшим был бы финал, где приезжает какой-нибудь честный американец и разруливает всю ситуацию. Ну или пусть его в конце убивают, без разницы. :) Т.е., чтоб была мысль "вот мы какие хорошие, и сами неплохо живём, и другим стараемся помогать!" :) А тут - просто беспросветность жизни, вечная и вселенская. Без всякого выхода. Не понравится это зрителю. Ну придёт он домой в свой уютный коттеджик и всё равно будет свербить мысль, что где-то там такой вот мрак, и ничего не сделаешь. Ну разве что разбомбить всех, чтоб не мучались, но нельзя, это же не Сербия.

URL
2015-01-20 в 18:22 

Porco Rosso
Мединский в Крыму наш НЕМЕЦКИЙ полевой госпиталь с советским перепутал, впечатлился представлением в лагере и хотел даже денег дать, чтоб кино про нас снять. Видно, потом советники отговорили все-таки... :)

2015-01-20 в 20:44 

August Loye
Только две вещи бесконечны: Вселенная и человеческая глупость... (А. Эйнштейн)
Вообще, судя по отзыву Тарантула, фильм как раз и снят с расчетом на фестивали - с заумью. Андеграунд - эт слишком пошло и дешево, решили фундаментальнее подойти с поправкой на российскую действительность, с фатальностью; забабахали без катарсиса, но с душевными мытарствами как бэ. Вот прям "Достоевские". А Достоевского ТАМ все любят, хотя я его терпеть не могу. Отсюда и писк такой и топотание ножками от восторга.
Да и вообще, мы с вами не знаем каким образом лента пролезла так высоко... и кто и что там спонсировал на самом деле...

2015-01-21 в 00:13 

Тарантул
Porco Rosso, ну в общем всё как обычно :)

August Loye, да нет там душевных мытарств никаких. К Достоевскому можно относиться как угодно, но там он действительно какие-то темы поднимает. Тварь ли я дрожащая, кто есть идиот, и т.д. А здесь - ну ничего, не единой мысли кроме того, что нечего здесь делать. Не повезло с землей, не повезло с народом. Как пролезла... не хочу заниматься теориями заговора, но очевидно, что картина пришлась очень ко двору, так сказать.

URL
2015-01-21 в 11:10 

J.Foks
Не повезло с землей, не повезло с народом.
Опуская тот факт что большинство все же счастливо на этой земле с этим народом?

2015-01-21 в 18:22 

Тарантул
J.Foks, ну счастлив только тот, кто ничего не понимает. Те, Кто Всё Понимают, не могут быть счастливы в "этой стране". :)

URL
2015-01-21 в 18:52 

J.Foks
Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица,
К сволочи доверчива,
Ну, а к нам - тра-ля-ля-ля...

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

WEB 5.015 beta

главная